- Конкуренция в условиях монополии:
а) Стимул рационального использования ресурсов: В условиях монополии этот стимул может быть ослаблен. Монополист, контролируя значительную долю рынка, может не ощущать острой необходимости оптимизировать использование ресурсов для снижения издержек и повышения качества продукции. В отсутствие конкуренции, монополист может позволить себе неэффективное использование ресурсов, так как потребители не имеют альтернативных вариантов.
б) Рычаг свободного ценообразования: В условиях монополии свободное ценообразование практически отсутствует. Монополист устанавливает цену на продукцию, исходя из своей рыночной власти и стремления к максимизации прибыли. В этом случае цена может значительно отклоняться от уровня, который бы установился в конкурентной среде, и, как правило, оказывается выше, что приводит к потере потребительского излишка и снижению общего благосостояния общества.
в) Недостаточна для эффективного экономического развития: Недостаток конкуренции в условиях монополии действительно может замедлять экономическое развитие. Монополистические рынки могут страдать от недостатка инноваций, низкой производительности и высокой стоимости продукции, что негативно сказывается на экономическом росте и развитии. Конкуренция же стимулирует компании к улучшению качества продукции, снижению цен и внедрению инноваций.
г) Отсутствует: В условиях чистой монополии конкуренция действительно отсутствует. Монополист является единственным поставщиком товара или услуги на рынке, что исключает наличие конкурентов. Это приводит к снижению стимулов для улучшения производственных процессов и качества продукции, а также к установлению высоких цен.
- Государственное планирование в странах с развитой рыночной экономикой:
а) Носит индикативный характер: В странах с развитой рыночной экономикой государственное планирование, как правило, носит именно индикативный характер. Это означает, что государство разрабатывает прогнозы и рекомендации для развития экономики, которые могут учитывать макроэкономические тенденции, структурные изменения и приоритетные направления развития. Это позволяет координировать усилия различных секторов экономики, не вмешиваясь при этом непосредственно в механизмы рыночного ценообразования и предпринимательскую деятельность.
б) Носит директивный характер: Директивное планирование характерно для централизованно управляемых экономик, где государство жестко контролирует все аспекты экономической деятельности, включая производство, распределение и ценообразование. В странах с развитой рыночной экономикой такой подход практически не применяется, так как противоречит принципам рыночной свободы и конкуренции.
в) Возможно только для отдельных отраслей: В некоторых случаях государственное планирование может быть применимо к стратегически важным или общественно значимым отраслям, таким как оборона, здравоохранение, образование или инфраструктура. В этих секторах государство может устанавливать определенные цели и контролировать их достижение, чтобы обеспечить стабильность и развитие. Однако в большинстве остальных отраслей экономика функционирует на основе рыночных механизмов.
г) Практически невозможно: В странах с развитой рыночной экономикой полностью исключить государственное планирование невозможно, так как оно играет важную роль в координации экономической деятельности и обеспечении устойчивого роста. Однако, как уже упоминалось, планирование носит, как правило, индикативный характер и не нарушает основные принципы рыночной экономики.