Ценовая эластичность — это экономический показатель, который измеряет чувствительность количества спроса или предложения товара к изменению его цены. В зависимости от контекста, можно рассматривать ценовую эластичность спроса или предложения.
Ценовая эластичность спроса
Ценовая эластичность спроса показывает, насколько изменится количество спроса на товар при изменении его цены на определенный процент. Формула для расчета ценовой эластичности спроса выглядит следующим образом:
[ E_d = \frac{\%\ \text{изменение количества спроса}}{\%\ \text{изменение цены}} ]
Где:
- ( E_d ) — ценовая эластичность спроса.
- (\%\ \text{изменение количества спроса} = \frac{\Delta Q}{Q} \times 100\%)
- (\%\ \text{изменение цены} = \frac{\Delta P}{P} \times 100\%)
- (\Delta Q) — изменение количества спроса.
- (\Delta P) — изменение цены.
- (Q) — первоначальное количество спроса.
- (P) — первоначальная цена.
Типы эластичности спроса
Эластичный спрос (( E_d > 1 )): процентное изменение спроса больше процентного изменения цены. Это значит, что потребители весьма чувствительны к изменениям цен.
Неэластичный спрос (( E_d < 1 )): процентное изменение спроса меньше процентного изменения цены. Потребители менее чувствительны к изменениям цен.
Единичная эластичность (( E_d = 1 )): процентное изменение спроса равно процентному изменению цены.
Совершенно эластичный спрос (( E_d \to \infty )): малые изменения цены приводят к бесконечным изменениям спроса.
Совершенно неэластичный спрос (( E_d = 0 )): изменения цены не влияют на количество спроса.
Ценовая эластичность предложения
Ценовая эластичность предложения измеряет, насколько изменится количество предложения товара при изменении его цены. Формула аналогична:
[ E_s = \frac{\%\ \text{изменение количества предложения}}{\%\ \text{изменение цены}} ]
Процесс расчета схож, только изменения касаются предложения.
Факторы, влияющие на эластичность
Наличие заменителей: товары с большим количеством заменителей, как правило, более эластичны.
Доля от дохода: чем больше доля бюджета, затрачиваемого на товар, тем выше эластичность.
Время: со временем спрос и предложение могут стать более эластичными, так как потребители и производители адаптируются к изменениям цен.
Тип товара: предметы первой необходимости менее эластичны по сравнению с предметами роскоши.
Определение и расчет ценовой эластичности важны для компаний и правительств, так как помогают прогнозировать поведение потребителей и производителей, а также принимать решения о ценообразовании и налогообложении.