Критический объем продаж (точка безубыточности) – это объем продаж, при котором выручка компании равна её суммарным постоянным и переменным расходам, и прибыль равна нулю. Рассчитаем его по формуле:
[ Q = \frac{FC}{P - VC} ]
где:
- ( Q ) – критический объем продаж в натуральных единицах,
- ( FC ) – условно-постоянные расходы,
- ( P ) – отпускная цена единицы продукции,
- ( VC ) – переменные расходы на единицу продукции.
Подставим исходные данные:
- ( FC = 12000 ) долларов,
- ( P = 16 ) долларов за единицу,
- ( VC = 10 ) долларов за единицу.
Тогда критический объем продаж:
[ Q = \frac{12000}{16 - 10} = \frac{12000}{6} = 2000 \, \text{единиц} ]
Теперь рассмотрим изменение показателя при различных условиях:
а) Условно-постоянные расходы возрастут на 15%
Если условно-постоянные расходы увеличиваются на 15%, новые расходы составят:
[ FC' = 12000 \times 1.15 = 13800 \, \text{долларов} ]
Тогда новый критический объем продаж:
[ Q' = \frac{13800}{16 - 10} = \frac{13800}{6} = 2300 \, \text{единиц} ]
б) Отпускная цена возрастет на 2 долл.
Если отпускная цена увеличивается на 2 доллара, новая цена составит:
[ P' = 16 + 2 = 18 \, \text{долларов} ]
Тогда новый критический объем продаж:
[ Q' = \frac{12000}{18 - 10} = \frac{12000}{8} = 1500 \, \text{единиц} ]
в) Переменные расходы возрастут на 10%
Если переменные расходы увеличиваются на 10%, новые расходы составят:
[ VC' = 10 \times 1.10 = 11 \, \text{долларов} ]
Тогда новый критический объем продаж:
[ Q' = \frac{12000}{16 - 11} = \frac{12000}{5} = 2400 \, \text{единиц} ]
г) Изменятся в заданных пропорциях все три фактора
Теперь изменим все три фактора согласно указанным пропорциям:
- Условно-постоянные расходы увеличиваются на 15%:
[ FC' = 12000 \times 1.15 = 13800 \, \text{долларов} ]
- Отпускная цена увеличивается на 2 доллара:
[ P' = 16 + 2 = 18 \, \text{долларов} ]
- Переменные расходы увеличиваются на 10%:
[ VC' = 10 \times 1.10 = 11 \, \text{долларов} ]
Тогда новый критический объем продаж:
[ Q' = \frac{13800}{18 - 11} = \frac{13800}{7} \approx 1971.43 \, \text{единиц} ]
Таким образом, критический объем продаж изменяется в зависимости от изменения различных факторов. В каждом из случаев можно видеть, как изменение условно-постоянных расходов, отпускной цены и переменных расходов влияет на значение критического объема продаж.